Вход

Забыли пароль?

Регистрация

Спасибо за обращение!

Скоро с Вами свяжется наш менеджер

Спасибо за сообщение!

Ваш отзыв будет опубликован после проверки модератором

Купить в 1 клик

Ошибки на монетах Российской империи

12 октября 2020

Ошибки на монетах Российской империи

История ошибок на российских монетах, различных ляпов и «перепуток» ведет свое начало с самого их появления. Не будем рассматривать здесь период первых веков монетного чекана (с 1380-х) – каждый уважающий себя князь чеканил свою монету (т.н. «чешуйки»), и некоторые надписи до сих пор не расшифрованы. Более интересным является период регулярного выпуска, начатый Петром I во время денежной реформы в 1700 г.

 

Если рассматривать общий уровень грамотности и профессионализма резчиков штемпелей, то монеты из благородных металлов заметно выделяются по качеству – для изготовления золотых и серебряных монет приглашались зарубежные и лучшие русские мастера. Однако и здесь случались недосмотры, особенно в первой трети XVIII в. Так, известны золотые 2 рубля 1720 с надписью «моенета», многочисленные петровские серебряные рубли и полтины 1718-1723 гг. с разночтениями: «манета» и «монета», «РОСIИ» - «РОСИI» - «РОСNI», «ПОВЕЛИТЕЛЬ» - «ПОВЕЛIТIЛЬ». Некоторые нумизматы выделяют их в своих каталогах в отдельные разновидности (В.Биткин), другие – считают производственным браком (В.Уздеников). К браку можно отнести, например, не прошедшие гурчение золотые 5 руб. 1897-99, серебряные рубли и 50 коп. 1896-99 гг. Из интересных ошибок можно упомянуть рубли Петра II 1728 г. с написанием «ИМПЕРАТОЬ» и именем «ПЕРТ», многочисленные ошибки на общегосударственных полтинах Варшавского монетного двора 1842-47 гг.:

«ПОАТИНА», «I IОЛТИНА».

Перт II.jpg
ПеРт II

Существуют 20 коп. 1813 с надписью «КОПЕЪКЪ» вместо «КОПЪЕКЪ» Санкт-Петербургского двора.

20 коп. 1813.jpg
20 копеек 1813

Встречаются полтина 1819 с ошибкой в числе долей чистого серебра («2 ½ золотника 10 долей» вместо «2 золотника 10 ½ долей»), рубль 1818 и 10 коп. 1814 с перепутанными инициалами минцмейстера: «СП» вместо «ПС» (Павел Ступицын).  


1 руб. 1818 – СП вместо ПС. С сайта магазина Numizmat.ru.jpg
1 руб. 1818 – СП вместо ПС. С сайта магазина Numizmat.ru

Наиболее массовые ляпы встречаются на медных монетах XVIII в. Пальма первенства здесь, безусловно, принадлежит полушкам 1718-1722 с титулом ВРП («Всея России Повелитель»). Известны ошибки в аббревиатуре титула: «ПРВ», «РВП», в дате: зеркальные «2», «7», а то и вся дата, фантастические даты «1271» вместо «1721», 1240, 1111, изображение орла со скипетром в левой, а не правой лапе, держав без крестов.

kopeika.png

После снижения монетной стопы появилось большое количество фальшивых крестовых пятаков образца 1723 г. Так, были признаны фальшивыми все пятаки с надписью в номинале «КОПЕIК» и «КОПЕЕК» (с узкой предпоследней «Е»), хотя их иностранное происхождение не доказано. Известны ошибки в датах крестовых пятаков образца 1723: «1276» вместо «1726», «1721 и 1722» вместо «1727». 

5 коп. 1276.jpg
5 коп. 1276


Среди медных монет Екатерины II наиболее известные ошибки – пятак 1768 г. с надписью «КОПЕККЪ» вместо «КОПЕЕКЪ», многочисленные перепутки (использование старого аверса) у пятаков, как и среди кольцевых пятаков Александра I. Здесь стоит упомянуть еще одну интересную монету – копейку с вензелем Александра II, датированную 1854 г. Она была выпущена на Екатерининском дворе в 1855, но ошибочно использовали реверс предыдущего года (период правления Николая I).  

5 копеекъ 1768.jpg
5 копеККъ 1768

Копейка 1854 Александра II.jpg
Копейка 1854 Александра II

 

Возврат к списку