Банкноты Российской империи. «Этнографическая серия» 1860
В 2019 г. отмечалось 250-летие появления российских бумажных денег (их появлению положил начало манифест Екатерины II 1769 г.). В Петропавловской крепости Санкт-Петербурга работала выставка Музея истории денег, на которой было представлено уникальное собрание пробных банкнот Российской империи и СССР, не вышедших в обращение. Среди экспонатов – и так называемая «Этнографическая серия», которая должна была выйти в 1860 г. Знаменита она не только своей драматической судьбой, но и тем, что ее наработки оказывали влияние на развитие производства банкнот в стране в течение последующих 60 с лишним лет.
С начала появления до середины XIX в. российские ассигнации не обладали значительной степенью защиты и становились легкой добычей фальшивомонетчиков. Первые ассигнации Екатерины подделывались с помощью простых чернил, которыми цифра «25» на банкноте переправлялась на «75». Здесь же стоит вспомнить Отечественную войну 1812 г., во время которой французы наводнили Россию фальшивками. Поэтому после Крымской войны 1853-56, когда встал вопрос об укреплении российского рубля и выпуске вместо ассигнаций государственных кредитных билетов, обеспеченных золотой и серебряной монетой, появилась необходимость в реконструкции Экспедиции заготовления государственных бумаг, закупке нового оборудования и технологий, усилении защиты банкнот.
В короткое время были построены новые здания Экспедиции, заключен контракт с ведущей фирмой США. Для разработки эскизов новых банкнот привлечены ведущие российские художники и портретисты. На денежных знаках планировалось разместить изображения видов крупнейших городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Гельсингфорса (совр. Хельсинки) и Варшавы, а также портреты представителей этносов различных губерний (отсюда – и название серии). Однако изготовить металлические формы для печати лицевых сторон банкнот российские граверы не смогли из-за низкой квалификации и перегруженности рисунков мелкими деталями, а корабль с американскими формами для оборотных сторон и оборудованием затонул в Северном море. Пластины подняли, но часть из них была испорчена морской водой.
Серия осталась нереализованной, однако работа над ней дала мощный толчок развитию производства. Американские специалисты обучили российских мастеров способам передовой металлографической печати (с помощью форм из стали и никеля, на которые под прессом наносится нужный рисунок), которые были применены при выпуске банкнот 1887 г. Формы-оригиналы использовались в течение многих десятилетий для выпуска акций, облигаций и др. документов Гознака вплоть до 1923 г., в котором появилась банкнота номиналом 10 000 руб. с видом Москвы. Кстати, на этнографической серии впервые планировалось размещение номинала на разных языках (татарском, польском, финском, шведском, грузинском, немецком), что было реализовано уже на советских деньгах.
3 рубля банкнота 1860
25 рублей банкнота