Нумизмат.ru
портал для коллекционеров. Все о монетах и бонах, продажа, покупка, обмен, общение, форум и многое другое...
Конкурс Белый список. Путеводитель для потребителей
Как заказать  |  Настройки  |  Оплата и доставка  |  Прайс-лист  |  Форум

 

Наши партнеры

 

Главная | Мировая история денег | МОНЕТЫ В СРЕДНЕВЕКОВУЮ ЭПОХУ

 

Когда Древ­ний Рим пал под ударами рабов и варваров — бесчис­ленных племен гуннов и германцев, давно уже осаж­давших и восточную и западную части империи, монет­ное дело в Европе пришло в страшный упадок. Первое время потребности торговли обеспечивались старыми римскими серебряными монетами. И короли бесчислен­ны вестготов и остготов, бургундов и лангобардов — новая знать довольствовалась этим. Потом они стали чеканить свои монеты. Считалось достаточным, что на монетах стоят начальные буквы их имен — монограм­мы.


Теодорих, который создал в Италии на разва­линах римских городов и вилл новое государство, изображал на монете римского императора, а на ее обо­роте — свою собственную монограмму. То, что так хо­рошо понимали цезари Рима, было совершенно непонят­но германским королям на заре средневековья. Их мо­неты выглядели грубыми, схематичными, примитивны­ми по сравнению со старыми античными монетами. Но таковы вкусы и культура той эпохи. Это был переход от античности к средневековью, от рабовладельческой формации к феодальной.

Но от этого схематизма и примитивности изображе­ний монеты раннесредневекового времени не стано­вятся менее интересными для нумизмата и для истори­ка, менее важным источником информации о той эпохе. В частности, они рассказывают нам о взаимоотношении варварских королей с христианской церковью, т. е. о важнейшем политическом, социальном и духовном во­просе того времени.

Короли считали себя христианами. Но что это были за христиане? На монетах меровингского короля Теодоберта изображали ангелов с крестами. Христианство ранних средневековых государств на рубеже VI — VII вв. больше напоминало язычество. Меровингский король Хлодвиг принял христиан­ство. Как-то раз во время битвы с племенем алеманов он поднял руку и воскликнул: «Я призвал своих бо­гов, но они меня покинули. Если ты, Исусе Христе, дашь мне победу над врагами и я узнаю силу твою, испытанную народом, который тебе поклоняется, я поверю в тебя и окрещусь именем твоим». Так рассуж­дал король, готовый признать любого бога, который принесет ему победу, а с ней золото, серебро, каменья, рабов, богатые дары и выкупы. Он заявил епископу, рассказавшему ему об искупительных страданиях Хри­ста: «Если бы я был там с моими франками, я бы отом­стил за него». Но великодушное заявление в пользу «всепрощающего» бога, исходившее от самого сердца, не помешало ему убить одного соперника из франкских вождей за трусость, другого якобы за смерть отца, кото­рую он сам же и подстроил. Щедро одаривал он цер­ковь, делясь трофеями, захваченными в боях. Это были всевозможные украшения, пояса, бляхи, сосуды. Цер­ковь прощала ему все злодеяния и благословляла завоевания.

Такими «христианами» были и другие Меровинги. На монетах этих королей появляются символы и моно­граммы Христа. Перед нами прекрасная иллюстра­ция того, как быстро освоилась церковь с новым поло­жением вещей, поняла, за кем будущее, и решительно вступила в союз со знатью, с королями. За кем реаль­ная сила, с теми и церковь — вот о чем говорят эти освященные христианскими эмблемами монеты. Они свидетельствуют, что там, где власть, там нужна и ре­лигия, чтобы освящать эту власть и помогать в управ­лении людьми.

Вообще же монеты раннесредневековой эпохи дают много сведений о своем времени, но содержат и множе­ство загадок. И одна из них связана с так называемым монетным металлом. Монеты чеканили из самых разных металлов. Иногда только золотые или только серебряные. Такие денежные системы называют монометаллическими. В другие периоды выпускали и серебряные и золотые монеты, а иногда и медные монеты — это полиметал­лические и биметаллические монетные системы.

Вопрос о денежных металлах интересует не только нумизматов, но и историков. На одном из кон­грессов ученых-историков и археологов в середине XIX в. во Франции ставился вопрос: почему Меровинги (короли Франции VI—VIII вв.) чеканили сравни­тельно мало серебряных и значительно больше золотых монет, а Каролинги (VIII—IX вв.) — выпускали глав­ным образом серебряные? Некоторые ученые считали, что иссякли запасы золота, другие — что при Меро-вингах осталось много старой римской монеты и не было нужды еще чеканить серебряные деньги. А когда при Каролингах римские денарии износились и стали исче­зать с рынков, то и понадобились новые серебряные монеты. Более вероятным является предположение, что при Меровингах потребности в денежном обращении бы­ли малы и потому серебра чеканили мало. Золотые же монеты являлись больше средством накопления, чем обращения, ими награждали слуг и вассалов, в них переплавляли награбленную добычу. Особой потребно­сти в массовых деньгах еще не было. Когда же она стала ощущаться, начали чеканить серебро. Посте­пенно пришли к массовому выпуску серебряных монет. Законодательно это потом закрепили денежной рефор­мой Карла Великого.

Монетные металлы как бы поделили сферы своей деятельности: серебро обслуживало массовую торговлю, золото — сферу накопления, а также область крупных торговых операций. Такое разделение обязанностей су­ществовало во многие древние эпохи и во многих странах.

Карл I ввел новый твердый весовой стандарт — фунт — и даже попытался централизовать денежные дела. Его указы запрещали чеканить монеты где-либо, кроме резиденции короля. Однако в реальной жиз­ни монеты чеканили многие его вассалы. Сохранялось положение, сложившееся еще при Меровингах, когда монетный двор действовал чуть ли не на каждом боль­шом рынке. Часто эти монеты брали охотнее, чем че­каненные в королевских денежных мастерских. Карл угрожал штрафом свободным людям и телесными нака­заниями несвободным, если они будут отказываться брать королевскую монету и принимать некоролев­скую. Но это не помогало.

О чем говорят все эти факты? Они ярко характери­зуют период, который принято называть империей Кар­ла Великого, период кратковременного единства и по­литического централизма в раннесредневековой Европе. Это время закабаления крестьян. Складывались буду­щие феодальные отношения. Между прочим, утяже­ление серебряной монеты, проведенное реформой Кар­ла, также способствовало усилению эксплуатации кре­стьян. Они должны были платить ту же сумму обло­жения, но в более тяжелых монетах.

Развитие феодальных отношений приводит, как из­вестно, к децентрализму. Так и случилось. Очень ско­ро империя Карла Великого распалась. Его преемники еще пытались удержать некоторый централизм денеж­ного дела, достигнутый Карлом. Так, Карл Лысый в 864 г. издает эдикт — самый древний документ о регламентации монетной чеканки, сохранившийся от эпохи средневековья. В нем говорилось, что монетные мастерские могут работать только при дворе короля и в городах Руане, Реймсе, Сане, Париже, Орлеане, Шалоне, Лилле и Нарбонне. Для чеканки монеты мастерские должны посылать мастеров в сопровожде­нии вице-графов и двух состоятельных людей в коро­левскую казну за серебром. В установленный срок полученное серебро нужно было по весу вернуть в казну в виде звонкой монеты. Если же монетчик навлекал на себя подозрения, то должен был отвести их от себя «божьим судом» — испытанием огнем или кипятком. Если «божий суд» оказывался для него неудачным, ему отрезали руки как фальшивомонетчику. Такими жестокими мерами пытался король Франции навести порядок в денежном деле.





Авторизация
Логин:
Пароль:
Корзина
Товаров: 0
На сумму: 0 руб.
Чтобы покупать, необходимо
Зарегистрироваться
Новости нумизматики
Наш опрос
Кого Вы считаете новичком нумизматом?
Проголосовало: 20612
Архив опросов
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
150.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
150.00 USD