Нумизмат.ru
портал для коллекционеров. Все о монетах и бонах, продажа, покупка, обмен, общение, форум и многое другое...
Конкурс Белый список. Путеводитель для потребителей
Как заказать  |  Настройки  |  Оплата и доставка  |  Прайс-лист  |  Форум

 

Наши партнеры

 

Главная | Разное | МОНЕТЫ В ШЕДЕВРАХ ЖИВОПИСИ

 

Многие художники в своих произведениях изображали монеты — и для того, чтоб рас­крыть характер персонажа, и для того, чтобы подчеркнуть идею картины, а то и выразить ее смысл.


На полотне голландского живописца XVI в. Квентина Метсиса «Ростовщик и его жена», выставленном в Лувре, кроме двух портретов — «на­тюрморт» из разложенных на столе монет и принадлежнос­тей ростовщика. Он и его жена склонились в обреченно-пе­чальной позе. Мы не видим мо­нету, которую показывает рос­товщик жене, но нетрудно до­гадаться, что она фальшивая...

«Меняла с женой в лав­ке» — так называется карти­на другого голландца тоже XVI в.— Мариуса ван Роймерсваля: одни и те же лица,' в тех же позах, только одежды раз­ные и аксессуары на столе и на полках... Лишь искусствове­дам и специалистам по гол­ландской живописи под силу разобраться в этих картинах-близнецах. Мы же с вами мо­жем лишь предположить, что оба художника работали с од­ной натурой. Эти картины вос­производятся во многих нумиз­матических книгах.

Каждый, кто увлекся нумиз­матикой, с большим интересом коллекционирует и репродук­ции таких «нумизматических» картин. Вот полотна французского мастера де ля Тура — самого известного художника XVII в. В его картинах монеты стали той самой «лакмусовой бумаж­кой», которая проявляет чело­веческий характер, выявляет слабости и пороки. В Нью-Йорке находится его знамени­тая картина «Гадалка». Старая гадалка возвращает молодо­му богатому барчуку монету, которой он «позолотил ручку». А в это время ее компаньонки срезают у заговоренного бога­ча золотые брелоки и вынимают из кармана кошелек с день­гами.

На другой картине Георга де ля Тура «Карточный шу­лер»— стопка монет на столе, она как бы усиливает азарт игроков и в то же время азарт зрителей, подчеркивает дра­матичность игры.

Весьма интересна картина русского художника Н. А. Ярошенко «Цыганка» (1886 г.), хранящаяся в одной из лучших картинных галерей страны — в Серпуховском историко-ху-дожественном музее. Живопи­сец создал запоминающийся образ молодой цыганки, стоя­щей на залитом солнцем дво­ре и протягивающей руку в распахнутое окно. На ее лице играет улыбка, она как бы го­ворит: «Давай, молодец, по­гадаю!» Сарафан обтянул ее стройную фигуру, кокетливо приспущена кофточка с одно­го плеча, другая рука на талии, красный тюрбан и вся ее озор­ная поза — все это было бы не столь вызывающе, если бы не два серебряных рубля, подве­шенных к бусам на шее краса­вицы. Как много говорят эти рубли! Нет, она не бедна, эта цыганка, она скорее артистка и ни в коем случае не ни­щенка!

Но не всегда изображен­ные на полотнах монеты рас­крывают идею автора, бывает, что монеты становятся загад­кой и для зрителей, и для искусствоведов, и для истори­ков на долгие годы.

В альбоме, посвященном творчеству немецкого худож­ника XV в. Ганса Мемлинга, выпущенном в Берлине в 1977 г., есть портрет неизвестного итальянца (Антверпен. Королевский музей изящных искусств). Этот знаменитый портрет может служить при­мером тех трудностей, с кото­рыми приходится сталкиваться специалистам по истории ис­кусства. На протяжении долго­го времени считалось, что на портрете изображен Николло Спинелли — итальянский че­канщик медалей, родившийся в 1430 г. в Ареззо и работав­ший в Голландии гравером при дворе короля Карла От­важного. Однако специалисты обратили внимание на то, что по стилю этот портрет все же следует отнести к более позд­ним работам Мемлинга, и тем самым поставили под сомне­ние имя изображенного. В 1927 году было сделано пред­положение, что это портрет другого итальянского чеканщика— Джованни Кандида, служившего в 1742 г. при дво­ре Карла Отважного, а в пос­ледующие годы у Марии Бур­гундской. Но сомнение оста­лось. Оно было вызвано тем обстоятельством, что великий итальянский чеканщик изобра­жен с монетой Нерона, а не с медалью собственной чеканки. В 1930 г. был найден порт­рет Джованни Кандида, кото­рый не имел ничего общего с портретом кисти Мемлинга. Поэтому возникла версия, что на портрете изображен собиратель монет времен Римской империи. Но недавно опреде­лили, что на полотне — сестерций с Нероном, который мо­жет являться намеком на имя портретируемого: Нерон или Нерони — имя довольно распространенное в те времена... сообщает надпись, выгравиро­ванная на чаше. После смерти канцлера чаша якобы попала в оломоуцкую церковь, где он был захоронен, В XVII в. она оказалась в руках мародерст­вующих турецких солдат, а в 1696 г. при штурме Азова ее обнаружили солдаты Петра I. Вскоре после этого саксонский канцлер граф Бейхлингер при­обрел ее для Августа Сильно­го и привез в Дрезден. Как го­ворят ученые ГДР, доказа­тельств правдивости этой исто­рии нет, но ее начало и конец не подлежат сомнению.

Выйдя из Цвингера, прой­дем на мост Августа через Эльбу и припомним легенду, ко­торую всем туристам расска­зывают экскурсоводы — о Ландсбергском пфеннинге, че­каненном в XV в. В старых хрониках говорится о том, что его еще называли «мостовым пфеннингом», так как по пре­данию им оплачивали труд строителей этого моста. Воз­можно также, что этой моне­той платили и мостовой сбор за переезд через Эльбу.

Недалеко от моста Августа, ближе к центру города, нахо­дится еще одна сокровищни­ца— Дрезденское собрание «Грюнес гевельбе» — самое богатое собрание драгоцен­ностей в Европе. «Зеленые своды» — бывшая сокровищни­ца саксонских курфюрстов и королей. Свое необычное на­звание она получила в XVI в., когда для нее было оборудо­вано одно из помещений Дрезденского дворца со свод­чатым потолком, окрашенным в зеленый цвет. Здесь вы мо­жете полюбоваться золотыми стопками с изображением мо­нет, они местные, сделаны в Дрездене в 1635 г. мастером А. Шведлером.

Уходя, оглянись — так гла­сит народная примета, тогда обязательно вернешся сюда еще раз... И как можно не оглянуться на этот прекрас­ный город, в центре которого сохраняются руины — горький памятник февральской бом­бежки сорок пятого года, ког­да здесь погибли 35 тысяч че­ловек и было разрушено 85% старинных зданий, и где сохра­нили жители народное богат­ство с помощью сапера Ханутина и его товарищей.





Авторизация
Логин:
Пароль:
Корзина
Товаров: 0
На сумму: 0 руб.
Чтобы покупать, необходимо
Зарегистрироваться
Новости нумизматики
Наш опрос
Кого Вы считаете новичком нумизматом?
Проголосовало: 20703
Архив опросов
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
150.00 USD
05.09.2005
Участник: igor
город: Москва
Цена:
150.00 USD